Валерий Елыкомов об изменениях в законодательстве

Депутат Государственной думы Валерий Елыкомов рассказал на пресс-конференции
19 июня о принятых на днях законах в области здравоохранения, которые коснутся
каждого.


1.
Первый, так называемый закон о телемедицине, был принят в первом чтении и по сути
решает некоторые задачи в области доступности медицинской помощи. Речь идет о
создании единой информационной базы пациентов в электронном варианте.

— Самый главный вопрос, который стоит сегодня по доступности медицинской помощи
населению касается не первичной, а специализированной помощи. То есть к участковому  терапевту попасть не проблема, есть электронная запись, другие варианты. Однако, потребовалась, к примеру, консультация ангиохирурга. Естественно нужны результаты прошлых исследований. Чтобы посмотреть в динамике, что изменилось. А у пациента в лучшем случае есть описание. Дальше для пациента начинается «нарезание» кругов – куча исследований, которых можно было бы избежать. А заканчивается все тем, что пациент идет в платную клинику, — пояснил необходимость создания информационной  базы Валерий Елыкомов.

Система должна объединить сведения существующих федеральных регистров и баз
данных в сфере здравоохранения, сведения о медорганизациях и обучающихся по
программам медицинского образования. В единую систему планируется включить
информацию о финансовых, кадровых и материально-технических ресурсах
здравоохранения, а также данные статистических наблюдений.

В настоящий момент в Алтайском крае существуют элементы системы, которые
обозначены в законопроекте. К примеру, регистр пациентов с хронической ишемической
болезнью сердца, в краевой клинической больнице существует электронная карта
пациента. Однако, мощных серверов, на базе которых могли бы храниться данные
высокотехнологичных исследований нет.

— Электронный медицинский документооброт — вещь необходимая, прежде всего для
сокращения времени на работу с бумагами и увеличение времени для работы с пациентом,  — пояснил депутат.

Одновременно законопроект предусматривает возможность оказания медпомощи с
применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и
консилиумов, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей и пациентов.
Кроме того, предусмотрена возможность выдачи электронных рецептов, в том числе на
препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества. Право выбора
формы рецепта остается за пациентом.

Что это даст для пациентов? Прежде всего, речь пойдет о персонифицированной
медицине. То есть специалист, к которому будет обращаться пациент, будет иметь всю
необходимую информацию для правильной постановки диагноза, не зависимо из какой
территории приехал больной. Отработка эффективной системы взаимодействия между
учреждениями первичного звена и специализированными учреждениями приведет к
доступности медицинской помощи всех видов.

Однако, чтобы закон заработал, необходимо договориться об ответственности и защите
информации.

— Пока непонятно, кто будет отвечать за информацию. Пациент, или ответственный
руководитель, и каким образом специалисты будут получать к ней доступ. Возможно
речь пойдет о биометрических данных, ведь есть же сейчас биометрические паспорта.
Понятно одно, у банков, к примеру, есть своя кредитная история и никого это не удивляет.  Наша задача – создать аналогичную «медицинскую историю» и обеспечить таким образом доступность медпомощи каждому пациенту, независимо от территории его проживания.

Закон в случае принятия вступит в силу с 1 января 2018 года, а норма о выдаче
электронных рецептов — с 1 января 2019 года. В первом чтении был принят 16 июня.

2.
Кроме того, накануне Государственная Дума рассмотрела и приняла в первом чтении два
законопроекта, направленные на защиту медиков и пациентов и предусматривающие
наказание за нападение на медицинских работников и блокирование машин скорой
помощи, № 139439-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты
жизни и здоровья пациентов и медицинских работников» и № 139437-7 «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в
части обеспечения прав граждан на медицинскую помощь».

По данным авторов законопроекта, в 2016 году было зафиксировано 1226 случаев
незаконных действий в отношении врачей. Административная ответственность
устанавливается за сам факт воспрепятствования законной деятельности врача в виде
штрафа до 5 тысяч рублей и ареста до 15 суток. В соответствии с предложенными
поправками за отказ пропустить «скорую», если в результате медицинская помощь была
оказана несвоевременно или не была оказана вовсе, нарушитель заплатит штраф в 30
тысяч рублей и будет лишен водительских прав на срок от полутора до двух лет.

— В 2016 году было зафиксировано 1226 нападений на врачей. Это только те, которые
были зафиксированы официально. Так что законопроект только ответ на происходящее, —  рассказал Елыкомов.

Второй документ касается противодействия работе медицинских работников. Что
скрывается за сухими строчками второго законопроекта пояснил депутат:

— К примеру, есть сектанты. У них в больницу поступил ребенок с тяжелейшей травмой,
если ему не сделать переливание крови, он погибнет. А родители в больнице заявляют,
что запрещают делать переливание крови, так как это запрещает их религия. Сейчас за
такое воспрепятствование будет наказание. Или часты случаи, когда в больницу пациента
привозят пьяные родственники и начинают куражится и мешать работать. Мама,
запрещающая забирать ребенка в реанимацию, при показаниях к ней и тд. В силу
образования она просто не знает, как необходимо спасать ее ребенка. Хотел бы
подчеркнуть, что мы не сторонники наказаний, просто эти законы позволят нам
нормально работать, чего мы и добиваемся.

3.

Комитет по охране здоровья Государственной Думы отклонил инициативу алтайских
депутатов о принудительном лечении ВИЧ. Валерий Елыкомов намерен вновь внести этот
законопроект от своего имени.

— Не для кого не секрет, что по всей стране идет увеличение числа ВИЧ-инфицированных
людей. Самое важное, в логике той инициативы: пациента лечили, а затем по какой-либо
причине он не захотел принимать дальше ретро-вирусные препараты. У него нарастает
вирусная нагрузка и он может заражать инфекцией партнеров. Но в комитете посчитали,
что общество должно находить другие способы воздействия на пациентов – уговаривать.
Процедура такова, что если инициативу региона отклонили, то возвратиться к ней можно
только в том случае, если с ней выступит другой регион или кто-то из депутатов. Валерий
Елыкомов собирается оценить данные к концу 2017 года. а затем еще раз проработав
документ предложить его на рассмотрение.

4.

Еще один документ, который приняли в первом чтении касается предельного возраста
руководителей и их заместителей муниципальной государственной системы
здравоохранения. В соответствии с документом предельный возраст их составляет 65 лет.
Однако, по ходатайству коллектива, учредитель имеет право продлить срок службы до 70
лет.

— Под ударом могут оказаться не крупные больницы, а участковые, где маленькие
коллективы и врачей не хватает, фельдшерско-акушерские пункты. В которых тоже есть  руководители, но также есть кадровые проблемы. Я полагаю, необходимо посчитать в регионах, сколько у нас возрастных руководителей в таких учреждениях. А ко второму чтению прописать в документе, чтобы эта норма не касалась учреждений с большим кадровым напряжением, — считает Валерий Елыкомов.

Он заверил журналистов, что ко второму чтению намерен лично поднять этот вопрос в
Государственной Думе.